IV (XX) Всероссийский Пироговский съезд врачей. Путь к врачебному самоуправлению через созидательное сотрудничество

> Официальный отдел > Реформа здравоохранения > IV (XX) Всероссийский Пироговский съезд врачей. Путь к врачебному самоуправлению через созидательное сотрудничество

ТЕКУЩИЙ НОМЕР
№2 (29) февраль 2002 г.

Хроника и содержание дискуссий на IV (XX) Всероссийском Пироговском съезде врачей
Полная публикация стенографического отчета с редакционными комментариями и иллюстрациями

Продолжение. Начало в №№ 6–12
“Врачебной Газеты” за 2001 год, № 1 за 2002 г.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЧЛЕНСТВО ВРАЧЕЙ
ВО ВРАЧЕБНЫХ ПАЛАТАХ ГЕРМАНИИ – ГАРАНТИЯ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Уважаемый господин председатель!
Уважаемый заместитель министра!
Уважаемые дамы и господа!
Дорогие коллеги!

Благодарю вас за приглашение и от имени господина Клойбера, который также является членом Врачебной палаты Германии.

Сегодня по случаю Пироговского конгресса я очень рад принять участие в дискуссии на тему самоуправления врачей. К сожалению, я не могу говорить по-русски, и меня будут только переводить.

Тема моего доклада – задачи и функции Врачебных палат. У нас в Германии самоуправление существует не только для врачей, но и для всех застрахованных в больничных кассах, является одним из краеугольных камней стабильности и хорошей работы здравоохранения. Ответственность, которую взяли на себя законно созданные и демократически устроенные структуры самоуправления, свидетельствует о взаимодействии между государством, врачами и избранными представителями больничных касс в большинстве европейских стран. В этой связи государство определяет только рамочные условия, фактическая же организация здравоохранения регулируется между участвующими сторонами на основе договоров.

В Европе сложились три типа организационных форм врачебного самоуправления. Известно, что при государственном здравоохранении, например, в Великобритании, в Ирландии и Скандинавских странах врачи объединяются в союзы, а при системе социального страхования – в палаты, то есть в объединения или корпорации на основе публичного права, и частично – в синдикаты.

В то время, как Врачебные палаты стран Западной и Южной Европы, по сути, занимаются вопросами профессионального устава, то есть дисциплинарными вопросами, то в Центральной и Восточной Европе круг задач значительно шире. На этом я бы и хотел остановиться.

Еще до объединения Германии в 1990 году коллеги в новых федеральных землях, то есть бывшей ГДР, тоже решили создать Врачебные палаты. С подписанием договора об объединении было определено, что здравоохранение в новых федеральных землях будет строиться так же, как и в Западной части Германии.

За последние 10 лет мы с радостью наблюдали, что не только наши коллеги в Восточной Германии, но и во многих других странах Центральной и Восточной Европы также создали или воссоздали Врачебные палаты. Благодаря этому усилились их позиции по отношению к органам медицинского страхования, а также по отношению к государству.

Однако это не значит, что мы за 10 лет достигли тех целей, которые ставились. Но в одном мы абсолютно уверены, что без Врачебных палат нашим коллегам в Центральной и Восточной Европе было бы значительно сложнее работать.

И, поскольку, по принципам организации и по своим функциям Врачебные палаты этих стран похожи, то за последние 10 лет между нами сложилось очень тесное сотрудничество. Я думаю, можно сказать, не преувеличивая, что между национальными Врачебными палатами в Центральной и Восточной Европе создана такая хорошая кооперация, которую можно было бы сравнить с любой другой международной кооперацией в области здравоохранения.

В течение нескольких лет мы постоянно координировали наши задачи, обсуждали наши проблемы и обменивались решениями. В прошлом году в связи с симпозиумом Врачебных палат Центральной и Восточной Европы, мы решили обобщить задачи, которые приходится решать нам, Врачебным палатам, в разных странах. Я привез вам этот документ. Он написан на английском языке. И я рекомендую вам заглянуть в него, чтобы наглядно и в краткой форме представить себе всю палитру задач, стоящих перед Врачебными палатами.

Я хотел бы остановиться на некоторых пунктах этого меморандума. Так же, как и Союзы частнопрактикующих врачей, Врачебная палата выполняет представительские задачи, то есть представляет интересы врачей в политических и государственных органах, а также в средствах массовой информации. Мы представляем и защищаем интересы наших коллег в правительстве, в парламенте, в других органах и, естественно, в прессе. Мы высказываем свою точку зрения по законам и распоряжениям. У нас есть свои журналы. Например, “Германский врачебный бюллетень”, который доставляется врачам Германии еженедельно.

Палата выполняет также и социальные функции. У нас, например, свое пенсионное страхование и свои пенсионные фонды для врачей. Все эти функции может выполнять и Союз частнопрактикующих врачей. Я думаю, многое в этом направлении делается и Российской ассоциацией врачей.

Кроме этого, просматриваются четко сформулированные государственные задачи, переданные Врачебным палатам. Важнейшими из них являются: составление профессионального устава, морального кодекса, который определяют сами врачи, а утверждает его правительство. Действительно, мы соблюдаем его и призываем к дисциплине всех тех врачей, которые не придерживаются профессионального устава. Мы обеспечиваем качество медицинской помощи, реализуем проекты по обеспечению качества, проводим исследования и осуществляем контроль за деятельностью врачей.

В некоторых странах Врачебные палаты взяли на себя и лицензирование врачей. Врачебные палаты определяют, кто (согласно законам) может быть практикующим врачом или, например, иметь свою собственную практику. Некоторые Врачебные палаты регулируют вопросы повышения квалификации, то есть специализации врачей, и контролируют этот процесс. В Германии мы эту задачу считаем одной из центральных задач Врачебных палат. Следующим важным пунктом самоуправления является представительство экономических интересов врачей. Важно, чтобы самоуправление врачей получило мандат, право от государства на заключение договоров с больничными кассами. Это могут быть рамочные договора и коллективные, которые будут распространяться на всех врачей. Однако важно, чтобы, получив мандат на заключение договоров, отдельные врачи не подвергались шантажу со стороны больничных касс или органов медицинского страхования. Поэтому необходимо достичь равновесия между покупателем услуг и теми, кто их предлагает.

Первая группа задач, которую я назвал, а именно представительство врачей в политике и средствах массовой информации или высказывания нашей точки зрения по принимаемым законам и различным распоряжениям, можно было бы обобщить в одно понятие – лоббирование. Во второй же группе речь идет о государственных задачах, которые на основе закона возложены на Врачебные палаты. В то время как первую группу задач могут взять на себя Союзы частнопрактикующих врачей, то во второй группе необходимы государственные и общественные гарантии и обязательства. Меморандум гласит, что переданные государством задачи должны обеспечивать защиту пациентов. Поэтому решение этих задач рассматривается как наше важнейшее обязательство и к этому должны быть привлечены все врачи.

Это означает, что решение этих задач, переданных государством Врачебным палатам, предусматривает, что все врачи должны состоять членами Врачебных палат. Такое обязательное членство не только защищает пациентов, но и обязывает всех врачей соблюдать стандарты Врачебных палат. Обязательное членство защищает и каждого врача. Благодаря обязательному членству, каждый врач не обязан оправдываться перед своим работодателем, почему он придерживается профессионального устава и вместе с тем правил врачебной этики. Таким образом, он защищен от непрофессиональных, а порой, неэтичных указаний своего работодателя. Но со своей стороны, выполняя задачу Врачебной палаты, он постоянно и активно должен выступать в их защиту. Обязательное членство во Врачебных палатах представляет собой ответственное отношение к свободам гражданского общества. Оно является инструментом солидарной ответственности целой профессиональной группы по отношению к населению. Если государство откажется от переданной врачам ответственности, то ему самому придется создавать механизмы регулирования профессиональной медицинской деятельности. А это не будет представлять интереса ни для врачей, ни для государства.

Рассматривать обязательное членство врачей во Врачебных палатах, как инструмент опеки, было бы близоруко. Самоуправление врачей не усиливает бюрократию, а предотвращает в случае необходимости вмешательство государства. Каким образом? Самоуправление и обязательное членство ни в коем случае не противоречат принципам свободного общественного строя. Более того, они выступает за высокоразвитое гражданское общество и веру государства в управленческие способности самих врачей.

Если вы, уважаемые коллеги, решитесь идти этим путем, то мы окажем вам всяческую поддержку в создании самоуправления врачей. Мы глубоко убеждены в том, что это правильный ход, если он даже будет утомительным и длинным.

Благодарю вас за возможность встретиться с вами сегодня. Благодарю за предоставленную мне возможность выступить. Благодарю за перевод. Благодарю вас за ваше внимание и надеюсь на доброе сотрудничество.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ

А. Г. САРКИСЯН – профессор, президент РМА, председательствующий на заседании
Уважаемые коллеги!
Разрешите от вашего имени поздравить председателя Совета Российской медицинской ассоциации, члена-корреспондента Российской академии медицинских наук, профессора Дмитрия Дмитриевича Венедиктова с днем рождения и пожелать ему крепкого здоровья и дальнейших успехов.

Ю. М. КОМАРОВ – профессор, член Президиума Правления РМА

Дмитрия Дмитриевича все вы хорошо знаете, потому что на протяжении многих лет он был заместителем министра здравоохранения СССР и курировал много самых разнообразных вопросов: подготовки кадров, послевузовского и последипломного обучения, научной организации труда и управления, а, главное, международного сотрудничества. На всех сессиях и ассамблеях ВОЗ он очень четко отстаивал позиции нашей страны и ее интересы. Кроме того, Д. Д. Венедиктов был одним из организаторов и инициаторов Алма–Атинской конференции 1979 года совместно с Борисом Васильевичем Петровским и министром здравоохранения Казахстана Шармановым. Они вместе организовали такое важное эпохальное событие, которое весь мир сейчас постоянно вспоминает. Он также занимался вопросами системного анализа в здравоохранении, курировал совет по системному анализу, представлял нашу страну в Международном институте прикладного системного анализа и т. д. Это удивительный человек, очень душевный человек, очень порядочный человек, и мы все его любим и уважаем.

Йорг-Дитрих ХОППЕ – профессор, доктор медицины, президент Врачебной палаты Германии

16.12.2012


Посмотрите также:
Своевременное лечение атопического дерматита
Своевременное лечение атопического дерматита

Заболевание атопический дерматит (АД), является и по сей день, одним из наиболее часто...
Что представляют собой брекеты?
Что представляют собой брекеты?

Брекеты изобрели в начале 20-го века. Разумеется, те, первые образцы, были еще очень...
Действительно ли нужно ходить к стоматологу?
Действительно ли нужно ходить к стоматологу?

Наверное, каждый из нас ещё с детства помнит, что посещать стоматолога необходимо не менее 2...
Избыточная потливость
Избыточная потливость

  Потоотделение является одним из важнейших механизмов терморегуляции тела, которые...
Медицинское обслуживание в кредит
Медицинское обслуживание в кредит

Каждый здравомыслящий человек должен уделять своему здоровью максимальное количество времени....