“Свои люди” в Госдуме

> Газета Медицинские Ведомости > Медицинские Ведомости № 1(4) январь 1998 года > “Свои люди” в Госдуме

Так могут медики назвать членов Комитета по охране здоровья Государственной Думы. В январе Комитет провел в Петербурге свое выездное заседание. Как известно, Петербург – это историческая столица российского парламентаризма. Именно на берегах Невы проводила свои заседания первая в истории Российской империи Государственная дума. И вторая тоже. И третья.
Первая же и последующие Государственные думы новой России разместились в Москве (может быть, оно и к лучшему). Но тягу к Петербургу не потеряли.
В большой мере относится это к Комитету по охране здоровья нашего высшего законодательного органа. Хотя возглавляет его человек сибирский – Николай Герасименко до своего избрания депутатом возглавлял здравоохранение Алтайского края – среди членов Комитета немало петербуржцев и тех, кто по роду своей деятельности был напрямую связан с петербургскими предприятиями.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в нашем городе Комитет планирует провести парламентские слушания по вопросу реформы здравоохранения. А пока на берега Невы в полном составе отправились члены Комитета по охране здоровья, чтобы провести свое выездное заседание.
Программа, которая была, правда, несколько сжата из-за опоздания самолета с руководством Комитета, все равно оказалась насыщенной. Депутаты Госдумы побывали на открытии стационара Гериатрического центра на Фонтанке (репортаж об этом читайте на стр. 2 “МВ”), познакомились с новой медицинской продукцией ЛОМО и выслушали сетования руководства этого объединения на то, что государство не поддерживает отечественных производителей. Если в тендере на поставку эндоскопического оборудования, устроенном Минздравом РФ, победят японцы, то, по мнению директоров ЛОМО, на российских эндоскопах можно будет смело ставить крест. Заехали московские гости и в НИИ особо чистых биопрепаратов, где создан высокотехнологичный, оборудованный по международным стандартам (так называемому GMP) производственный участок. О возможностях этого участка речь шла на самом выездном заседании. Но об этом чуть позже.
Не удалось из-за нехватки времени депутатам посетить строящуюся детскую инфекционную больницу № 5 в Купчино. На завершение этого долгостроя Комитет своей властью уже выделил из бюджета Минздрава 4 миллиона новых рублей. Но требуется гораздо больше – назрела необходимость вводить в строй вторую очередь больницы, которая включает в себя боксированный корпус на 320 коек.
Пока город такими койками обеспечен лишь на 40 процентов от потребности. Не говоря уже о том, что завершение строительства ДИБ-5 позволит перевести в ее современные здания детские инфекционные больницы, которым исполнилось по 100 – 150 лет (и, разумеется, последний добросовестный ремонт производился в них до 1917 года).
В общем, депутатам стало ясно, что проблемы Петербурга мало чем отличаются от общероссийских. А петербуржцам – что эти проблемы во многом могут быть решены только на федеральном уровне. Так что общих тем для обсуждения на выездном заседании Комитета, которое прошло в Смольном, оказалось немало, причем актуальных для нашего региона.
Именно поэтому наиболее важные выступления на заседании Комитета по охране здоровья Госдумы мы предлагаем в кратком изложении вниманию читателей “МВ”.
Вячеслав Щербаков, вице-губернатор Санкт-Петербурга:  Администрация Санкт-Петербурга осознает важность взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. Как никогда хорошие, деловые взаимоотношения налажены между Администрацией и Законодательным собранием города, между Комитетом по здравоохранению и соответствующей комиссией Законодательного Собрания. Результатом совместной работы стало принятие – впервые в истории города – Концепции развития здравоохранения С.-Петербурга до 2003 года, приложениями к которой служат 69 проектов, а также Закона о льготном лекарственном обеспечении.
Сегодня в области здравоохранения город нуждается в поддержке всех ветвей федеральной власти. Прежде всего потому, что он служит площадкой для апробации многих новых программ, в частности, в области скорой медицинской помощи, перинатологии.
Николай Герасименко, председатель Комитета по охране здоровья Госдумы: – Сегодня мы проводим первое выездное заседание нашего Комитета. Проводим по двум причинам. Во-первых, сейчас мы заняты подготовкой предложений для инвестиционной программы медицинской промышленности, которая будет вскоре рассмотрена на заседании Правительства. Во-вторых, назрела необходимость в едином законе о национальном здравоохранении, в котором определялись бы структура отрасли, соотношение секторов. Все это планируем обсудить на парламентских слушаниях, которые намерены провести именно в Петербурге.
Какие задачи сегодня решает наш Комитет?
Это прежде всего повышение престижа и значения здравоохранения как отрасли, формирование ответственности государства за здоровье населения. Три самых важных направления работы Комитета – это финансирование отрасли, инвестиционная политика (в сотрудничестве с Комитетом по промышленности) и установление “правил игры” для регионов с точки зрения местного законодательства. Любые реформы, стремление улучшить качество медицинской помощи без этого провалятся. 
Сейчас в работе находятся несколько законопроектов, в том числе о выравнивании расходов на здравоохранение в различных регионах, о качестве продуктов. К сожалению, мы не отстояли повышение тарифов на медицинские услуги. Зато удалось не допустить принятия постановления о повышении на 50 процентов акцизов на медицинский спирт и о введении лицензии за его хранение в размере... 500 МРОТ в год!
Виктор Ворогушин, зам. председателя Комитета по охране здоровья Госдумы (петербуржец, курирует в Комитете медицинскую промышленность): – Благодаря усилиям Комитета, при формировании бюджета на 1998 год удалось поднять планку финансирования здравоохранения с 8,5 до 9,5 миллиардов новых рублей. Из этого “лишнего” миллиарда почти половина направлена на туберкулез, 350 миллионов – на оплату дорогостоящих видов лечения, 150 – на СЭС.
Кроме того, отдельной строкой в бюджете выделена инвестиционная программа для здравоохранения в размере 674,5 миллионов новых рублей. Эти средства распределял наш Комитет по представлению органов управления здравоохранением регионов. В частности, 3 млн. руб. выделено НИИ кардиологии на завершение строительства корпуса, столько же – НИИ онкологии им. Петрова, 5 млн. руб – НИИ детской ортопедии им. Турнера, 2 млн. руб. –госпиталю ветеранов войн, 4 млн. руб. – на завершение строительства детской инфекционной больницы № 5. Это по Петербургу. По Ленинградской же области 5 млн. руб. выделено на оборудование радиологического корпуса Областной клинической больницы и 1 млн. руб. – санаторию “Колчаново”, но это – учреждение федерального подчинения. Не удалось изыскать средства на финансирование Волосовской ЦРБ, о чем также просил в своей заявке областной Комитет по здравоохранению. Кроме того, хотя раздел медицинской промышленности находится в ведении Комитета по промышленности Госдумы, мы договорились о выделении средств НИИ особо чистых биопрепаратов для обустройства участка по производству противоопухолевых препаратов и инсулинов.
Юрий Павлов, председатель Комитета по здравоохранению Администрации С.-Петербурга: – Наш город уникален по составу жителей. Около 40% петербуржцев относится к льготникам. Сложной остается медико-демографическая ситуация, хотя в прошлом году наметились первые признаки стабилизации – рост ожидаемой продолжительности жизни.
Ощущается явный дефицит финансов. Даже с учетом средств ОМС доля здравоохранения в бюджете упала с 23% в 1987 году до 14,7% в 1998. Иными словами, на охрану здоровья одного петербуржца сегодня выделяется 362 новых рубля в год. Слабо финансируется капитальное строительство. Тяжелое положение со “скорой”: замены требуют 540 стопроцентно изношенных машин. И, хотя 26 января на заседании Правительства будет рассмотрен этот вопрос, хотя планируется выделять ежегодно 135 млн. руб. на обновление парка, на 1998 год средств не предусмотрено. Денег не хватает еще и потому, что ЛПУ (особенно амбулатории) ориентированы на экстенсивные показатели, работая по подушевому нормативу.
Есть и положительные сдвиги. При губернаторе создан Медицинский совет, восстановлен механизм планирования в здравоохранении, принята Концепция его развития до 2003 года, Закон о льготном лекарственном обеспечении.
Планируется ряд мер по рационализации расходов на здравоохранение. В амбулаторной помощи это переход на финансирование по законченному случаю, в стационарной – реструктуризация коечного фонда, в лекарственном обеспечении – жесткий персональный учет льготных рецептов.

Александр Гриненко, председатель Комитета по здравоохранению Правительства Ленинградской области: – Демографическая ситуация в области не отличается от петербургской. Единственный отрадный факт – два наших региона держат самые низкие места по младенческой смертности. Наше здравоохранение необычно: на 5 месяцев в году два миллиона петербуржцев выезжают в область на свои дачи. Сама жизнь подтолкнула нас к заключению договора о взаимном оказании медицинской помощи жителям двух субъектов. Теперь у нас единое страховое поле.
Мы долго и упорно ищем подходы к дорогостоящим видам помощи. Финансирование специализированных центров в Москве и Петербурге не позволяет им принимать пациентов из регионов. Поэтому просьба всех руководителей здравоохранения Северо-Запада, сформулированная на заседании нашей ассоциации, – выделять средства на конкретные виды помощи, а не на содержание самих центров.
Острые вопросы: двойное финансирование ведомственных учреждений, возросший при введении системы ОМС бумагооборот, который вызывает негативное отношение медиков к самой системе, потеря вертикали управления в здравоохранении. Комитет не может влиять на закрытие, перепрофилирование ЛПУ в районах, назначение главврачей. Последние подчиняются только главе администрации и местному КУГИ, что резко сказалось на качестве лечения.
За пределами Москвы мы не получаем информации о том, над какими законами работает Комитет Госдумы. Нужна большая скоординированность действий, помощь со стороны Комитета. Тогда, например, подготовка хорошей программы по перинатологии от имени всех областей Северо-Запада не заняла бы 7 месяцев.

Итак, Петербург и Ленинградская область, несмотря на критику, в фаворе у думского Комитета. Это еще раз подтверждает тот факт, что именно у нас будут проведены парламентские слушания по актуальным проблемам национального здравоохранения. Предполагаемые сроки – начало весны.
Планируется, что в Петербург съедутся руководители здравоохранения и социальной защиты большинства регионов страны, прибудет минздравовское начальство. Быть может, в Смольном или Мариинском дворце удастся договориться легче, чем в Белом доме?

27.11.2012


Посмотрите также:
Астигматизм и его лечение
Астигматизм и его лечение

Проблемы  с глазами являются достаточно распространенными и многие из нас страдают...
Медовый массаж против целлюлита
Медовый массаж против целлюлита

Каждая женщина мечтает всегда оставаться ухоженной, молодой и привлекательной. Одной из проблем...
Чем опасен клещевой энцефалит?
Чем опасен клещевой энцефалит?

 Клещевой энцефалит представляет собой вирусное заболевание, которое в основном поражает...
Глистная инвазия
Глистная инвазия

  Глисты – это паразиты, которые обитают в организме человека и существуют за счет...
Стетофонендоскопы – знакомые и нужные аппараты
Стетофонендоскопы – знакомые и нужные аппараты

  За первый в мире стетоскоп обычно принимают так называемую британскую трубку – это...