В Петербурге готовится еще одна целевая программа – по лекарственному обеспечению

> Газета Медицинские Ведомости > Медицинские Ведомости № 6(26) август 2000 года > В Петербурге готовится еще одна целевая программа – по лекарственному обеспечению

Петербургская региональная политика в области здравоохранения строится сейчас на основе разработанной в 1997 году “Концепции развития здравоохранения Санкт-Петербурга на 1997 – 2003 годы”. Она содержит 68 конкретных проектов, которые в идеале намечено было реализовать за шесть лет. Но идеальных условий не получилось. А потому городу пришлось выбирать приоритетные направления. О том, как они выглядят сегодня, председатель Комитета по здравоохранению Администрации С.-Петербурга Анатолий Каган рассказал на международной конференции, организованной Институтом Адама Смита. Мы приводим его доклад с некоторыми сокращениями.

Сегодня первоочередные задачи таковы: реорганизация экстренной медицинской помощи, развитие социально-значимых медицинских служб, лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактическая помощь матерям и детям. На решение этих задач направлены (принятые в ранге законов) медицинские и медико-социальные программы, на главных из которых есть смысл остановиться подробнее. Часть из них имеет прямое отношение к лекарственному обеспечению, часть – опосредованное.

Несколько слов о программном подходе

Цель городской медицинской программы Санкт-Петербурга “Развитие экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе” – повышение оперативности и качества оказания скорой медицинской помощи. В рамках городской медико-социальной программы “Диабет” предусмотрено гарантированное обеспечение больных сахарным диабетом современными лекарственными препаратами и средствами введения инсулина, проводится скрининг населения Санкт-Петербурга на предрасположенность к сахарному диабету.
Среди элементов региональной медико-социальной программы “Развитие и совершенствование психиатрической службы Санкт-Петербурга и ее материально-технической базы до 2002 года” – обеспечение психотропными препаратами нового поколения лечебно-профилактических учреждений и льготной категории больных с психическими расстройствами, их реабилитация и социальная адаптация.
До 2002 года продлена принятая еще в 1998 году городская медико-социальная программа “Туберкулез” (ею предусмотрена интенсификация профилактических противотуберкулезных мероприятий, организация противотуберкулезной помощи социально дезадаптированным лицам и заключенным).
До 2001 года включительно действует “Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге”.
Свои задачи и у других медико-социальных программ – “Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга”, “Дети-инвалиды”, по предупреждению распространения в Санкт-Петербурге заболеваний, вызываемых вирусами иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) и гепатитов В и С.

Каждый третий – “льготник”

Приоритетным направлением и одновременно одной из наиболее острых проблем в здравоохранении нашего города стало лекарственное обеспечение тех групп населения и категорий больных, которые пользуются правом льготного получения медикаментов.
Лекарственное обеспечение горожан, имеющих право на льготы, организовано в соответствии с законом “О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга”, принятым 17 декабря 1997 года. Финансирование программы льготного лекарственного обеспечения осуществляется только из городского бюджета, средства на закупку лекарственных препаратов выделены в бюджете защищенной строкой.
Одно из условий государственных гарантий – наличие Формуляра лекарственных средств для льготных категорий жителей, который утверждается распоряжением губернатора Санкт-Петербурга. Формуляр ежегодно определяет номенклатуру и потребность в жизненно необходимых лекарственных средствах для льготных категорий жителей, служит основанием для формирования государственного заказа и учитывает потребности больных, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно согласно существующему законодательству Российской Федерации.
Заметим, что Администрация Санкт-Петербурга обязана обеспечить полностью или частично потребность в лекарственных средствах 31 категории больных и 11 социальных групп населения, что составляет в общей сложности около 1,6 млн человек, или треть населения Санкт-Петербурга (в целом по стране эта цифра составляет примерно 20 %).
При составлении Формуляра используется принцип наибольшего лечебного эффекта на единицу затрат. Финансовой гарантией реализации Формуляра становится включение в бюджет Санкт-Петербурга защищенных расходов, предусмотренных отдельной строкой в качестве приложения к местному Закону “О бюджете Санкт-Петербурга”.
Формуляр на 1998 год, созданный до утверждения бюджета, включал в себя 165 наименований лекарственных средств на сумму 105 млн руб., что удовлетворяло потребности льготных категорий граждан на 50 %. Формуляр на 1999 год состоял уже из 198 наименований препаратов на сумму 280 млн руб. Кроме того, в 1999 году правительством Санкт-Петербурга было отпущено дополнительно сверх Формуляра 40 млн руб. на приобретение жизненно необходимых лекарственных средств. Из Федерального бюджета выделены лекарственные препараты для лечения больных туберкулезом на сумму более 14,1 млн руб. и диабетом на сумму 1,2 млн долларов США.
Формуляр лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга на 2000 год утвержден распоряжением губернатора от 06.10.99 и включает в себя 165 наименований препаратов на сумму 366,2 млн руб., рассчитанных при курсе доллара в 35 руб. и немецкой марки – в 18,71 руб.

Учет и контроль, контроль и учет…

Обострение финансовой ситуации в стране в августе 1998 года привело в резкому росту цен на лекарства, особенно импортного производства (более чем в 3,5 раза). В связи с этим Комитет по здравоохранению вынужден был сокращать объемы закупаемых средств, изыскивать пути экономии бюджетных средств. В частности, при закупках произведена замена препаратов импортного производства на отечественные, доля которых в Формуляре 1998 года составила 28 %, 1999 года – 33 %, 2000 года – 44 %. С 15 до 5 процентов был уменьшен процент оплаты услуг аптечным предприятиям. Ведем работу с фармацевтическими фирмами, добиваясь от них предоставления торговых и товарных скидок.
Комитет по здравоохранению создал и постоянно совершенствует систему учета, распределения и контроля использования лекарственных средств. В этом направлении сделано уже несколько важных шагов. Введен предметно-количественный учет выписки рецептов на бесплатные лекарства. С июня прошлого года введена рецептурная книжка для больных сахарным диабетом. Организовано распределение льготных лекарственных средств до уровня лечащих врачей и доведение информации о распределении до сведения директоров аптечных предприятий. На уровне районных органов управления здравоохранением созданы комиссии по контролю за обоснованностью и целесообразностью назначения лекарственных препаратов. В аптеках ведется учет неправильно выписанных рецептов. Наконец, что особенно важно, разработана и внедрена единая информационная система централизованного автоматизированного учета движения лекарственных средств, позволяющая иметь информацию о поступлении, расходе и наличии препаратов в аптеках города.

Тендер в порядке вещей

Для достижения эффективного и рационального использования бюджетных средств в Петербурге создана система организации централизованных закупок лекарственных средств для льготных категорий граждан. Закупки проводятся на открытых конкурсах в соответствии с федеральными законами и Законом Санкт-Петербурга “О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга”. Состав Конкурсной комиссии по проведению конкурсов на размещение государственного заказа на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей утвержден распоряжением губернатора города от 22 марта прошлого года “О совершенствовании лекарственного обеспечения льготных категорий жителей Санкт-Петербурга”. Комитетом по здравоохранению разработано Положение о Конкурсной комиссии, которое утверждено приказом в прошлом году, и регламент работы Конкурсной комиссии, рассмотренный и утвержденный на заседании комиссии ровно год назад.
Как и в других регионах, в Петербурге фирмы-поставщики лекарственных средств проходят предквалификационный конкурсный отбор. Критериями конкурсного отбора на поставку лекарственных средств становятся цена, сроки годности (если менее 80 %, то фирмы обязаны предоставлять скидки) и сроки поставок лекарственных препаратов.
Что касается ценообразования на лекарственные препараты, закупаемые за счет средств бюджета, то в основе лежит цена прайс-листа завода-производителя с учетом 10 % таможенной пошлины для препаратов иностранного производства, торговой наценки фирмам-поставщикам – до 10 % (оплата фирмам, выигравшим конкурс, производится по факту поставки лекарственных препаратов на склад покупателя) и оплаты услуг аптечным предприятиям (в 4-м квартале 1998 года – 15 % от суммы отпущенных препаратов отечественного производства и 5 % от суммы отпущенных препаратов импортного производства, в 1999 году – до 5 % от суммы отпущенных лекарственных средств и до 2 % – антидиабетических).
Кроме того, в апреле 1999 года был проведен конкурс среди аптечных предприятий на право реализации лекарственных средств льготным категориям жителей Санкт-Петербурга. Победителями конкурса стали 85 аптек, из них: 2 – диабетических, 29 – онкологических, 43 – специализируются на отпуске психотропных средств. Определена аптека для сотрудников ГУВД, специализированная аптека для отпуска онкогематологических препаратов и аптека для ветеранов Великой Отечественной войны.

Нужна целевая программа

В условиях экономического кризиса и связанного с ним повышением курса доллара Администрация Санкт-Петербурга приняла меры по развитию городской фармацевтической промышленности. Была собрана и обработана информация от всех 26 производителей фармацевтической продукции, имеющихся в городе, проведены два совещания с руководителями этих производств. Губернатор Санкт-Петербурга подписал распоряжение “Об увеличении выпуска лекарственных средств на фармацевтических предприятиях Санкт-Петербурга”.
Основными задачами развития фармацевтической промышленности, исходя из политики городской Администрации, стали повышение уровня лекарственного обеспечения жителей города, в том числе льготных категорий, снижение уровня зависимости лекарственного обеспечения от зарубежного производства и экономия бюджетных средств за счет снижения как цен на препараты регионального производства, так и таможенных и транспортных расходов.
Предполагается освоить выпуск 112 препаратов, многие из которых относятся к современным и эффективным средствам из групп психотропных, сердечно-сосудистых, антидиабетических ЛС, а также к препаратам для лечения бронхиальной астмы. Расширение производства осуществляется за счет собственных средств производителей.
Для совершенствования лекарственного обеспечения льготных категорий жителей города предстоит сделать еще многое. Прежде всего, необходимо разработать городскую целевую программу “Лекарственное обеспечение жителей Санкт-Петербурга”, реализация которой будет направлена на улучшение лекарственного обеспечения населения и развитие отечественного фармацевтического производства. Задачами программы должны, как мы считаем, стать охрана и улучшение здоровья населения благодаря гарантированному обеспечению населения лекарственными, диагностическими средствами в рамках единого лечебно-диагностического процесса на основе научно обоснованных стандартов, обеспечение доступности и качества лекарственных средств, их экономически эффективное и рациональное использование.
Проблемы здравоохранения Санкт-Петербурга мало чем отличаются от проблем, стоящих перед медициной всей страны. А значит, все усилия органов управления здравоохранением в условиях дефицитного финансирования должны быть направлены на выбор приоритетов развития с единственной целью – сохранение достигнутых объемов бесплатной медицинской помощи. Из этого мы и исходим в своей работе.

28.11.2012


Посмотрите также:
Уход за жирной кожей лица
Уход за жирной кожей лица

  Жирная кожа лица обладает повышенной секрецией сальных желез. Из-за того, что поры часто...
О сложностях лечения алкогольной и наркотической зависимости
О сложностях лечения алкогольной и наркотической зависимости

Наркотическая и алкогольная зависимость – это бич современного общества. А что самое...
Про бронхиальную астму
Про бронхиальную астму

  Астма – это одышка, учащенное дыхание, ощущение нехватки воздуха, которое зачастую...
Почему растет число онкозаболеваний?
Почему растет число онкозаболеваний?

  Онкологические заболевания на сегодняшний день являются серьезной проблемой...
Как избавится от запаха изо рта?
Как избавится от запаха изо рта?

  Любой нормальный человек хочет всегда хорошо, свежо выглядеть, быть опрятным и приятным...